Образование и культура в станице Уманской-Ленинградской

Своё название Уманский курень (с 1842 года станица) получил от поселения, существовавшего в Запорожской Сечи, которое основали выходцы из Умани (ныне г. Умань Черкасской области Украины) и окрестных сёл, расположенных по речке Уманке. На Кубань они прибыли в составе Черноморского казачьего войска в 1792-1793 гг. Первую зиму уманцы провели в землянках на Ейской косе вместе с кошевым атаманом З.А. Чепегой. С 1 июля 1842 г. по 1869 г.  Уманская станица становится центром Ейского округа. В станице создаются окружное дежурство (штаб), военно-судная комиссия, почтовое отделение, канцелярия стряпчего, окружное училище с благородным пансионом.

В станицах Кубанской области каждый молодой казак, идущий на царскую военную службу, обязан иметь минимальную грамотность в объеме одноклассной школы. В 1861 году в Уманской было только одно училище, где обучались дети привилегированной части казаков. Открытое в 1865 г. на средства Екатеринодарского благотворительного общества одноклассное женское начальное училище было одним из первых в Кубанской области. С 1914 г. почетным блюстителем училища состоял действительный статский советник К.Е. Волошин.

При Свято-Духовской деревянной церкви, построенной в 1879 году,  действовала церковно-приходская школа. В  1875 году было открыто двухклассное мужское начальное училище. Инициатива открытия училища принадлежала местному станичнику - атаману Кислову. 22 октября 1895 года при двухклассном училище были открыты воскресные школы для взрослых. Обучались церковному пению, грамоте, слушали воскресные чтения. 

         В 1893 году в станице была открыта военно-ремесленная школа. Цель ее – распространение в Кубанском казачьем населении ремесленных  знаний, необходимых для изготовления предметов обмундирования, снаряжения, входящих на службу казаков, а также для подготовки строевым частям войска знающих мастеров и подмастерье. В школах преподавали ремесла: седельное, кузнечно-ковочное, слесарное и шапочно-портняжное.

Уманское Алексеевское одноклассное смешанное начальное училище открылось в 1903 году. Училищу было присвоено звание Алексеевское, в честь сына царя Николая – Алексея. Школа имела три класса и обучались в ней 120 детей.

В 1903 году открылось Уманское иногороднее одноклассное мужское начальное училище.

В 1906 году в станице построена каменная церковь с приделом во имя Благовещенья Пресвятой   Богородицы. При ней имелась церковно-приходская школа затем преобразованная в женскую прогимназию.

 

Уманское иногороднее им. Богомолова одноклассное женское начальное училище начало свою деятельность в 1911 году. Почетным блюстителем училища состоял с 1914 года купец г. Ейска В.И. Богомолов.

Повышению культурного о образовательного уровня уманских казаков способствовала народная библиотека-читальня, открытая в 1906 году. Правление библиотеки выписывало многие газеты и журналы: «Русские чтения», «Сельский вестник», «Крестьянское хозяйство», «Образование», «Нива» и многие другие.

В станице функционировал первый в России сельский стационарный кинотеатр. Здание кинотеатра построено на средства купеческой семьи Смысловых в 1897- 1907 годах.

Парадная форма гимназисток XIX – начала XX века

Гимназистки носили форменные платья, фасон их сохранялся, но отделка платьев и фартуков варьировалась. Гимназистки, как правило, носили платья коричневого цвета, а выпускницы жемчужно-серого цвета произвольного фасона, так как оно могло быть использовано и в дальнейшей жизни.

Форма разделялась на обыкновенную, праздничную и парадную (бальную). Обыкновенная форма состояла из повседневного платья, черного фартучка (отделка зависела от фантазии владелиц); черных башмаков  или тупоносых туфелек, черных чулок.

При праздничной форме (воскресной) полагались: белый фартучек, белая пелерина.

В старших классах разрешались произвольные туфельки (на балах обязательно «лодочки»). В женских гимназиях были значки, которые полагалось носить на барашковых круглых шапочках, но носили их редко и обычно прикалывали к фартучкам.

Волосы в женских гимназиях заплетали в косу или же носили распущенными, перехваченными лентой, завязанной бантом. Банты в основном были спокойных тонов, но количество и место их зависело от фантазии их владелицы.

экспонат 1.jpg
экспонат 2.jpeg

Портрет Николая II

Портрет царствующего императора был неотъемлемым атрибутом дореволюционной гимназии. Император Николай II (1868-1918) провел масштабную реформу народного образования. Государь так формулировал суть своих требований к правительству: «чтобы в школе с образованием юношества соединилось воспитание его в духе веры, преданности престолу и Отечеству и уважения к семье, а также забота о том, чтобы с умственным и физическим развитием молодежи приучать ее с ранних лет к порядку и дисциплине».

По указанию Императора Николай II министерство народного просвещения в 1904 году приступило к разработке проекта всеобщего обучения. Первоначальное обучение было бесплатным по закону, а с 1908 г. оно сделалось обязательным. С 1904г. ежегодно в России открывалось около 10 000 народных школ. К 1917 г. 86 % российской молодежи умели читать и писать (в 1897 г.- 21 %).

В годы правления Николай II в России было открыто 33 учительских института, 122 учительские семинарии, 147 педагогических курсов, готовивших 20 000 будущих педагогов для народных школ.

 

Чернильница-непроливайка  и  перо

Основная её хитрость чернильницы  – в горлышке – направленной внутрь ёмкости конусообразной воронке. В такое «горло» чернила легко заливаются, а в случае нечаянного опрокидывания такой чернильницы – не выливаются. Первые такие чернильницы придумали английские стеклодувы, которые загибали краешки чернильницы внутрь. Жидкость при наклоне не вытекала из такого сосуда, попадая в углубление загиба.

Чернильницы были непременным атрибутом и советской школы. Послевоенное время отличалось большим дефицитом  многих вещей. Писали в основном простыми карандашами, а сами чернильницы были далеко не у всех. Но если были, то их очень берегли. Стоящей на парте чернильницей пользовались оба ученика, попеременно обмакивая там свои перьевые ручки. Чернильницы-непроливайки просуществовали в школах до конца 70-х годов, когда на смену перьевым пришли шариковые ручки.

В дореволюционной гимназии писали гусиными перьями. Как правило, перо извлекали из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для пишущей правой руки. Его обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем срезали кончик наискось, расщепляли и затачивали специальным перочинным ножичком.

 

Песочница

Песочница заполнялась специальным мельчайшим прокипячённым песком для высушивания чернил. Впоследствии в канцелярском обиходе конкуренткой песочницы стала промокательная бумага, а с постепенным исчезновением из чиновничьих и школьных кабинетов чернил песочницы окончательно вышли из употребления.

Уникальный экспонат – книга издательства 1898 года – «Методика женских рукоделий. Руководство для преподавания рукоделий в профессиональных школах, гимназиях, городских и сельских школах». На книге гриф – «Дозволено цензурою, 13 декабря 1897г., С-Петербургъ». Автор книги М.А. Поспелова – начальница профессионального учебного заведения, член правления общества поощрения женского профессионального образования.  Мария Александровна сетует на недостаточную подготовку учительниц в области методики рукоделий и пишет «о необходимости заставить учениц сознательно относиться ко всему окружающему и о важности ведения научных бесед во время уроков рукоделия».

мова.png

Мова (Лиманский) Василий Семенович

(1842-1891гг.)

 

         Василий Семенович Мова (Лиманский) – великий поэт казачьего края. Родился Василий Мова 1(12) января 1842 года в    хуторе Сладкий Лиман в семье казачьего сотника Черноморского казачьего войска. С 1851 по 1853 годы Василий Мова учился в Благородном пансионе при Уманском двухклассном окружном училище, который располагался на территории Ленинградского социально-педагогического колледжа. Будучи мировым судьей в городе Ейск, он пишет широко известную поэму «В степи», пьесу «Старое гнездо и молодые птахи». Свой псевдоним – Лиманский, Василий Семенович взял, видимо, по названию родного хутора Сладкий Лиман.

Признание к поэту пришло посмертно - сначала в Мюнхене (1968 г.), а затем в Киеве (в 1990 г.) и Нью-Йорке (в 1995 г.) вышли собрания сочинений Василия Мовы (Лиманского), а затем его имя заняло подобающее место в истории литературы.

 

 

Открытие памятной доски, посвященной В.С. Мова

открытие.jpg